С 24 по 28 апреля в Новосибирске пройдёт фестиваль израильского кино, который организуют Посольство Государства Израиль в РФ, Израильский культурный центр в Новосибирске и кинотеатр «Победа».
Что знает среднестатистический российский зритель про израильское кино? Будем честны — пока, в основном, ничего или очень мало. Израильский кинематограф молод, далёк от мейнстрима и голливудских бюджетов, так что фильмы, которые в нашем привычном понимании попадают под определение «артхаус», не доходят до российского проката, однако с успехом демонстрируются на фестивалях, завоевывают награды, признание международного киносообщества и набирают популярность среди зрителей во всём мире.
Новосибирцам повезло — с 24 по 28 апреля в Новосибирске пройдёт фестиваль израильского кино. Проходит он в рамках Недели Израиля в Новосибирске и приурочен к 65-летию независимости Государства Израиль.
В эти дни в «Победе» можно будет увидеть 7 лучших израильских фильмов последних лет, среди которых будут и фестивальные картины, объехавшие весь мир, и фильмы, популярные в Израиле, собравшие кассу в национальном прокате. Например, абсурдистская комедия «Обмен» — обладатель гран‑при международного кинофестиваля в Сан‑Франциско, а драма о религиозной терпимости «Соседи бога» — участник «Недели критики» Каннского фестиваля в 2012 году. Все фильмы будут показаны на иврите с русскими субтитрами.
Комната 514
История женщины‑следователя Анны, которая расследует дело о нападении израильских солдат на жителей оккупированной палестинской деревни и не останавливается, даже поняв, что зашла слишком далеко. Жёсткая психологическая драма, снятая в четырёх стенах всего за несколько дней на весьма скромный бюджет, была представлена на фестивале в Роттердаме в 2012 году и стала одной из самых успешных премьер фестиваля. Впоследствии «Комната 514» также заслужила специальное упоминание жюри на фестивале «Трайбека» в Нью‑Йорке.
Соседи Бога
Агрессивно настроенная религиозная группировка из молодых людей следит за порядком в округе, не гнушаясь любыми средствами — в их картине мира богоугодная миссия оправдывает что угодно. Фильм о религиозной терпимости, обличающий двойную мораль, ханжество, насилие, которые могут скрываться за благородными, казалось бы, целями. «Соседи Бога» собрали целых ворох наград на разных фестивалях: премию SACD за лучшую режиссуру и музыку на «Неделе критики» в Каннах, гран‑при за лучшую режиссёрскую работу на фестивалях в Иерусалиме и в Рейкьявике, две награды Израильской киноакадемии. Критик журнала «Вэрайети» Мэгги Ли охарактеризовала фильм так: «Мощный, как удар в челюсть».
2 NIGHT
Романтическая и ироничная комедия в стиле городской роуд‑муви основана на реальных событиях (в чём трудно усомниться, в Новосибирске люди тоже испытывают подобные сложности): двое знакомятся в баре и решают вместе провести ночь, но есть препятствие — паре нужно найти не квартиру, как можно подумать, а парковку, так как машину оставить решительно негде. Поиск парковки в фильме 2 NIGHT оборачивается целым приключением для новоиспечённых влюблённых — найти своё место в городских джунглях непросто и в буквальном смысле, и в образном.
Доктор Померанц
Чёрная комедия от одного из самых известных израильских режиссёров Асси Даяня, где он сам же и сыграл главную роль — пожилого психолога‑неудачника, волонтёра на горячей линии для потенциальных самоубийц, который слегка подрабатывает «налево», приглашая их к себе домой на индивидуальные консультации. Когда один из пациентов Померанца сигает с балкона его квартиры на 12 этаже, доктору приходит в голову блистательная, по его мнению, идея — предлагать за отдельную плату свои апартаменты самоубийцам. Сам Асси Даяня рассказывает, что задумывал «Доктора Померанца» как комедию, но за полтора года работы над сценарием она постепенно превратилась в трагедию.
Обмен
Университетский преподаватель случайно приходит домой с работы в неурочное время и благодаря нетипичному освещению и необычным ощущениям начинает смотреть на вещи, а затем и на всю свою жизнь под другим углом, а точнее, со стороны. И мир, и он сам предстают другими — не простыми и понятными, как раньше, а совершенно необъяснимыми и странными. Сам режиссёр Эран Колирин описывает свой фильм так: «Хоррор без собственно хоррора» — история сомнений в том, что наша жизнь действительно такая, какой её видим мы. «Обмен» участвовал в главном конкурсе 68-го Венецианского кинофестиваля, а также получил гран‑при международного кинофестиваля в Сан‑Франциско.
Let's dance!
О чём документальная лента Габриэля Библиовича «Let's Dance! Израиль и современный танец» — очевидно из названия. Авторы фильма исследуют феномен современного израильского танца через творчество известных хореографов — Охада Нахарина, Рами Беера, Ясмин Годдер, прослеживают развитие национального танца от глубокой древности до наших дней. В фильме много архивных и редких материалов — видеозаписей, фотографий, интервью. Израильская нация представлена в фильме как нация танцующая — зритель видит Израиль с неожиданной, яркой и красивой стороны.
Пятое небо
13-летнюю Майю бросили родители, и она попала в сиротский приют для девочек, где ей, как и всякому новичку, особенно в детском коллективе, нелегко, но предстоит адаптироваться к новой жизни в новых условиях. Всё это происходит на фоне важных исторических событий — Вторая мировая война, борьба с британцами на территории Палестины, становление и создание государства. Драма о взрослении, о человеческих судьбах во время войны, о первой любви поставлена по роману известной израильской писательницы Рахель Эйтан, обладательницы престижной литературной премии Brenner Prize. «Пятое небо» получило 5 номинаций на награды Израильской киноакадемии.
Узнать расписание фестиваля и забронировать билеты вы можете на сайте «Победы»; узнать подробности о мероприятиях Недели Израиля в Новосибирске — на сайте Израильского культурного центра или в официальной группе «ВКонтакте». И внимание — в нашей группе «ВКонтакте» вы можете выиграть билеты на любую из премьер.
Звёзды кино и телевидения приняли участие в необычном проекте художника и фотографа Чака Клоуза, который снял знаменитостей без макияжа — такими, какими они редко предстают перед зрителями.