С помощью поправок к законам "О противодействии терроризму" и "О транспортной безопасности", как сообщил коллегам один из авторов поправок депутат Алексей Розуван, будут "расширены организационные полномочия правительства в сфере противодействия терроризму", и это "в целом будет способствовать повышению эффективности функционирования всей государственной системы противодействия терроризму". Обязательные требования к "антитеррористической защищенности объектов будут устанавливаться правительством по представлению и предложению профильных министерств, а также ФСБ и МВД", подчеркнул депутат Розуван.
"Получается, что забота о безопасности перекладывается со спецслужб и правоохранительных органов на плечи самих граждан?" — поинтересовалась депутат Нина Останина (КПРФ). "Никто не перекладывает,— ответил единоросс,— речь идет о тех вопросах, которые должны решать хозяйствующие субъекты и граждане. И все те меры, которые они должны принимать, будут определяться правительством".
"Кто будет главным координатором действий или все будут обеспечивать профилактические меры кто во что горазд?" — выясняла Валерия Лекарева ("Справедливая Россия"). Во избежание "вакханалии мы законом и определяем, чтобы правительство с учетом предложений министерств и ведомств четко определило комплекс мероприятий", сообщил господин Розуван. "Кто будет нести расходы, в каком объеме?" — не унималась госпожа Лекарева. На что получила исчерпывающий ответ: "Хозяйствующие субъекты обязаны будут исходить из тех собственных ресурсов, которыми они располагают".
Этим законопроектом "государство расписывается в своей неспособности локализовать источники террористической угрозы",— заявил другой справоросс, зампред комитета по безопасности Геннадий Гудков. Концепция законопроекта, по его мнению, сводится к тому, что "спасение утопающих является в России делом рук самих утопающих". По мнению депутата, в законопроекте должны быть указаны хотя бы "критерии защищенности зданий". Или теперь каждая "фабрика, завод, склад должны стать осажденной крепостью", недоумевал справоросс, по сведениям которого антитеррористические комиссии на местах уже рассылают в бизнес-структуры предписания с перечнем обязательных к исполнению антитеррористических мер. "Перечень тянет на сотни тысяч, а иногда и на десятки миллионов рублей",— уточнил он. К тому же теракты в России "случаются в самых крупных городах, на Северном Кавказе и в близлежащих к нему регионах". Но теперь профилактикой терроризма за свой счет должны будут заняться даже "муниципалитеты Крайнего Севера, где в последние 2 тыс. лет не происходило ни одного теракта".
Вся эта "профилактика обернется ростом цен", за счет которого бизнесмены станут компенсировать свои траты на антитеррористическую защищенность. А если и "дальше развивать законодательство в той же логике", то со временем, как заявил "Ъ" господин Гудков, можно будет "переложить на собственников объектов и выплату компенсаций от теракта". Ведь если "взрыв произошел в магазине или в метро", то виновником можно будет объявить собственника, "который не принял действенных профилактических мер".
Впрочем, выступления справороссов не повлияли на мнение думского большинства, которое одобрило законопроект в первом чтении. Не повлияло на решение депутатов и отрицательное заключение думского комитета по транспорту, назвавшего "нелогичной и дискриминационной" норму, по которой собственники сооружений, включая объекты транспортной инфраструктуры, должны будут обеспечивать антитеррористические меры "за счет собственных средств". Ведь в соответствии с ч. 1 ст. 114 Конституции, как напоминает думский комитет, "меры по обеспечению государственной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью обязано осуществлять правительство".