Возвращаясь к нашим. Официанты в России делятся на три типа: нормальные, о которых я писал выше, усиленно выслуживающиеся и уставшие усиленно выслуживаться.
Вторым присуще быть нарочито, навязчиво вежливыми, говорить о погоде, каких-то говно-спец-предложениях, употреблять множество слов с суффиксами -еньк и -ик: «Рюмочку коньячку? Одну минуточку». Они
трудятся не для клиента, а для чаевых. Не дай Божe недодать, хуже нет прощальной улыбки в стиле «fake smile, dead eyes». Я нифига не желаю и не должен чувствовать себя виноватым в том, что недодал. А этот осадочек, пожалуй, самое распостранённое, что остаётся после посещения кафе-бара-ресторана в России.
Третий тип, уставшие или не желающие (протест, ты погляди-ка!) усиленно выслуживаться — это плохие официанты. Откуда они берутся? Удивительно, но сами приходят. Это головная боль менеджмента — мотивировать персонал. И это обязанность наёмного работника работать на работе за деньги, на которые он согласился, подписав контракт — принцип добровольного взаимовыгодного сотрудничества. Без окольного нытья, мол, на эти копейки не прожить. Мой сосед по общежитию Миша в студенческие годы неплохо зашибал, разгружая по ночам вагоны. Там платили деньги, улыбаться и служить не
заставляли. Всегда есть варианты. Поди не нужда идти в Якиторию заставляет, чай не голодомор на дворе. Так или иначе, а я нифига не желаю получать ненавистные взгляды, за то, что пью здесь кофе с ирландским кремом за десять долларов .
Вскрываемся. Не знаю, как вам, а мне разница сфер обслуживания очевидна. Суть в подходе к работе. В Азии любая работа почётна. Очевидно, оттого, что желающих много, а позиций мало. Кроме того существует культурная линия, мол, работа — это вторая жизнь, которую нужно прожить с удовольствем. В Таиланде кроме того существует позитивная концепция «каждый день праздник», суть та же — получать удовольствие от своего дела, делая его хорошо. Вот и получается, что китайская девочка искренне старается, думает о том, как угодить клиенту, а не о том, сколько раз улыбнуться, чтобы получить больше на чай. Это раз.
В Новой Зеландии, как в любом государстве, стоящем на пути к социализму, разница в уровнях жизни посетителей и обслуживающего персонала отнюдь невелика. Будучи официантом, можно позволить себе жить в центре города. И машину можно купить через пару-тройку месяцев. Служащему не свойственно завидовать тостосумам, что тратят доллары у барной стойки. Это нормальная, обычная работа, которая, хоть и оплачивается по минимальной ставке, позволяет
нормально жить. Вот и получается, что новозеландская девочка искренне старается, потому что это работа, которую за оговоренные в контракте деньги нужно делать хорошо. Это два.
Схема, в которой обслуживающий персонал думает о себе больше, чем о клиенте, противоречит самой идее сервиса. Оттого существует лишь один вариант ответа на вопрос стоит ли давать на чай: да, если хочется. Только так, без всяких «надо» и «она, бедная, только на эти деньги и существует».
P.S.: Предлагаю потестировать дружественный некоммерческий сервис по сокращению ссылок ln-s.ru. Это не только удобно, но и полезно для любителей Twitter. Название, может позабавить юниксоидов.