Большая Тёрка / Мысли / Личная лента starnews /
Известные писатели популярной литературы часто становятся объектами критики. Так недавно Виктор Шендерович счел нарушением авторского права использование словосочетания "деревня Гадюкино" в названии книги Дарьи Донцовой и потребовал финансовой компенсации в суде. А в 2008 году та же Донцова и целый ряд других известных писателей, среди которых Оксана Робски, Сергей Минаев и Лена Ленина, получили литературные антипремии. Такие «награды», странным образом, выдаются лишь очень известным писателям. Однако люди, раздающие подобные премии, сами выдающимися литературными достижениями не отличались. Как сказал как-то Оскар Уайльд: «Лишь по той причине, что человек сам ничего не может создать, он может сделаться судьей созданного другим». Модным писателям достались разные обвинения по какой-то явно лотерейной закономерности, кому за безграмотность, кому за отсутствие запятых, а Оксане Робски так и вообще досталось за худшую редактуру, а Лене Лениной - даже обвинение в литературном заимствовании у неизвестного американского автора. Ряд профессиональных филологов, литературоведов и литературных критиков осудили такие «премии». В частности, на литературном вечере, посвященном творчеству современных писателей, журналист и филолог Татьяна Геннадьевна Савостина поддержала Донцову: «Одни пишут книги, а другие - исковые заявления», и высказалась о награждении Робски: «Как можно критиковать автора за ошибки редакторов издательства? Дешевый пиар-ход!».
Алена Сергеевна Глушенкова из Института Мировой Литературы РАН, филолог и архивист высказалась в отношении обвинения Лениной: “Обвинения выглядят очень надуманно и неубедительно. Мы говорим об эссеистике, где вполне допустимо повторение уже сложившихся теорий, в данном случае, психологических концепций. Между непосредственно текстом Лениной и таковым Лаундес при внимательном изучении я не обнаружила никаких заимствований. Поэтому, я делаю вывод, что премия неправомерна и носит откровенно популистский характер. При внешнем сходстве некоторых тем, поднимаемых в произведениях американки и Лениной, а также отдельных затрагиваемых аспектов, литературный язык и способы выражения мыслей двух авторов кардинально различаются, что подтверждает отсутствие литературных заимствований, но не мешает обоим писателям по некоторым вопросам иметь сходное мнение. В книге Лениной нет ни схожих речевых конструкций, ни, тем более, прямого цитирования. Интересно, что для вручения антипремии почему-то позабыли провести лингвистическую экспертизу, без которой обвинение в плагиате просто голословно”. Пустые обвинения Лениной вызвали возмущение и Марии Андреевны Онипкиной, филолога и литературоведа: “Обе книги абсолютно разные. Не представляю, кому в голову вообще пришло их сравнивать. Существует, конечно, феномен одновременного открытия, когда в разных концах Земли люди в своих исследованиях приходят к одним и тем же выводам. Но даже беглый анализ текста показывает, что заимствования не было. Стиль подачи материала совершенно разный. Оба автора, и Ленина, и Лаундес, используют разные изобразительно-выразительные средства”.
Даже абсолютного чемпиона продаваемости современной литературы Бориса Акунина и того обвинили. В плагиате. Пресса активно муссировала схожесть основных персонажей «Пелагии и белого бульдога» с героями «Соборян» Н.С. Лескова, и открыто обвиняла в том, что он позаимствовал сюжетную линию «Коронации» с «Остатка дня» К. Исигуро. И как всегда, обвинявшие были абсолютно неизвестны широкой публике и демонстрировали неприкрытую ревность к успеху писателя.
Как оказалось, и интеллектуально-творческой среде не чужды зависть, злопыхательство и стремление возвыситься, принижая достижения более успешных коллег. Хотя история изобилует примерами более ранней жесткой критики современниками ставших впоследствии классиками Пушкина, Толстого или Булгакова. Лет через 100-200 и с современными авторами все станет на круги своя.