![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9304/30348152.167/0_70731_d661fab4_orig)
Талдинский угольный разрез - на данный момент, один из самых перспективных и динамично развивающихся разрезов Кемеровской области.
Был сдан в эксплуатацию в 1986 году.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6710/30348152.167/0_70730_29760d32_orig)
По первоначальному проекту предполагалось строительство крупнейшего в стране разреза с годовой добычей 30 миллионов тонн.
Во время реструктуризации угольной отрасли ввиду объективных причин от 30-миллионного проекта отказались.
Но и с добычей около 8 миллионов тонн разрез все равно является одним из крупнейших в Кемеровской области.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9312/30348152.167/0_70732_2bdf7ea6_orig)
Запасов угля на Талдинском разрезе более 900 млн.т. При сегодняшнем уровне добычи (8200 тыс.т/год) этого хватит лет на 100 (и это не считая третей очереди, где запасов еще порядка 1 миллиарда тонн.)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9474/30348152.166/0_70713_169513c0_orig)
Парк горнотранспортной техники предприятия представлен гидравлическими экскаваторами, драглайнами отечественных и зарубежных производителей от проверенных временем ЭКГ-5А с емкостью ковша от 5 кубометров до современных P&H- 4100 с емкостью ковша 56 кубометров (всего 68 единиц).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9260/30348152.167/0_7073d_c9994bc4_orig)
На просторах разреза работает более 147 автосамосвалов БелАЗ и Komatsu грузоподъемностью от 40 до 320 тонн, 56 бульдозеров.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9264/30348152.166/0_70712_d2ca1acb_orig)
Вскрышную породу (вскрышу) в автосамосвалы (БелАЗ 75131 – грузоподъемностью 130 тонн, 75306 – грузоподъемностью 220 тонн,75302 – грузоподъемностью 220 тонн, 75600 – грузоподъемностью 320 тонн) грузят электрические экскаваторы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9259/30348152.167/0_70742_fc817fd9_orig)
Потребление электричества канатным экскаватором такого типа составяет около 400 тыс.квч/месяц.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9115/30348152.167/0_70747_c4d7d5e3_orig)
Деление техники – всё зависит от условия залегания полезного ископаемого (угля), в частности от угла падения угольного пласта.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9172/30348152.166/0_70714_212ede11_orig)
На пологом залегании применяются гидравлические экскаваторы, более крутое падение пластов можно отрабатывать электрическими экскаваторами
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9089/30348152.167/0_7073e_cd4c3b9d_orig)
Что касается комплекса БелАЗ – экскаватор, то здесь соотношение емкостей кузова и ковша экскаватора, оптимально 3-4,
т.е. 3-4 ковша в кузовов автосамосвала и он загружен.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9474/30348152.167/0_7074c_2ac7d5_orig)
Самым большим среди автосамосвалов является «БелАЗ-75600, грузоподъемность которого составляет 320 — тонн, а полная масса — 560 тонн! «БелАЗ-75600 — самый большой грузовик в СНГ.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9506/30348152.166/0_7070e_7306d5e2_orig)
За одну поездку «БелАЗ-75600» способен вывезти до трех железнодорожных вагонов горной массы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9169/30348152.167/0_70748_53b44cc6_orig)
Длина — 14.5 метра, ширина — 9.25 метра, высота — 7.22 метра (3-этажный дом)
Обычная "Газель" для сравнения )
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9090/30348152.167/0_70740_5dc88db_orig)
«БелАЗ-75600» оснащен 18-цилиндровым дизельным двигателем весом 11 тонн и мощностью 2610 кВт (3500 лошадиных сил)
Объем двигателя — 77,5 литров.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9250/30348152.167/0_70736_6e240600_orig)
Расход дизельного топлива – 1000л/100км. Объем топливного бака – 4360л.
Общий объем гидравлической системы – 600 литров масла, давление в рабочем контуре – 165 атмосфер.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9061/30348152.167/0_7074b_427da946_orig)
Каждое из колес весит 8 тонн и стоит около миллиона рублей, а для монтажа нуждается в особом погрузчике-манипуляторе.
Шины — бескамерные, радиальной конструкции, с посадочным диаметром 63
Если лопнет такое колесо, то раздается небольшой взрыв. Если вблизи оказался человек, то бывают травмы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9359/30348152.167/0_7072f_a30a70d8_orig)
Уголь добывают гидравлические экскаваторы (на фото Liebherr R9350) или колесные погрузчики в автосамосвалы БелАЗ 75138 – грузоподъемностью 130т. Гидравлические экскаваторы также применяются на всех работах по подготовке угля к добыче (отработка породных треугольников, зачистка угольного пласта, «оконтуровка»).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9305/30348152.166/0_7071a_6b498d71_orig)
После извлечения уголь сначала перерабатывается, разделяется на сорта, потом грузится в вагоны, экскаваторами ЭКГ-5А, колесными погрузчиками с объемом ковша от 9 до 11м3 или конвейером.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6707/30348152.167/0_70734_b2ff0197_orig)
Шагающий экскаватор ЭШ-15/90
Применение гидравлического шагающего (в отличие от гусеничного) движителя позволяет снизить нагрузку на грунт и повысить надёжность.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9264/30348152.167/0_70743_dbd3b74b_orig)
Драглайн ЭШ-20/90
Скорость шага невысока, около 200 м/ч или 0,055 м/с
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9171/30348152.167/0_70745_c49b4697_orig)
Длина стрелы - 90 метров
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9558/30348152.167/0_70744_b2783cdd_orig)
На Талдинском разрезе трудится 3150 человек (числятся в ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»)
А если учитывать сторонние организации, не входящие в компанию, то получится 17000 человек.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9584/30348152.167/0_70746_6f8ce0c1_orig)
Смены у рабочих по 11,5 часов, с перерывом на обед 30 минут. С 08:00 до 20:00 и с 20:00 до 08:00.
График такой – в день 11,5 часов, следующий день в ночь - 11,5 часов, далее 2 выходных.
У инженерно технических работников график обычный 5/2.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9066/30348152.167/0_70733_1617b925_orig)
Для координации работ на разрезах применяются 4 канала связи по рации: 1. «Разрез» (связь между ИТР, машинистами экскаваторов, диспетчером и водителями автосамосвалов, машинистами буровых станков, машинистами бульдозеров и водителями автогрейдеров), 2. «Автобаза» (связь преимущественно между водителями автосамосвалов, 3. Гидра (связь между работниками участка «Гидромеханизации» , 4. «Симплекс» (связь на небольшом расстоянии, как правило для обсуждения локальной задачи в определенном месте.)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9498/30348152.166/0_7070c_6ad6f679_orig)
Бульдозер CAT D10T нарезает трассу под водовод (трубу), по которому будет откачиваться вода.
В задачи бульдозеров входит разравнивание породы, перемещение грунта на отвалах, очищая уголь. Помимо этого они ремонтируют дороги. Говорят, что сколько бы не было бульдозеров, их постоянно не хватает и они всегда загружены работой.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9255/30348152.167/0_70741_29c16d43_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6705/30348152.166/0_70717_4bd44e23_orig)
Краснобродский угольный разрез
Является первым угольным разрезом в Кузбассе. Он был основан в 1947 году.
Среднегодовой объем добычи составляет около 9 млн. тонн угля.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9260/30348152.166/0_70718_a5fbadb4_orig)
Технический парк разреза составляют: около 50 экскаваторов отечественного и зарубежного производства с объемом ковша до 33 кубометров, 34 бульдозера, 10 погрузчиков, 14 буровых станков, более 100 БелАЗов грузоподъемностью от 47 до 220 тонн.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9584/30348152.166/0_7071b_3602b45a_orig)
Подготовка взрывных работ
Взрывные работы ведутся каждый день (бывает и несколько взрывов за день). За месяц взрывается около 2500 тонн взрывчатки различных марок. На время проведения взрывных работ участок карьера минут на 30 перекрывают.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9155/30348152.167/0_7071f_a34bd1c5_orig)
Бачатский угольный разрез
Один из крупнейших разрезов «Кузбассразрезугля» введен в эксплуатацию в 1949 году. Первым в мировой и отечественной практике в 1966 году начал добычу коксующегося угля открытым способом. С 1967 по 1994 год предприятие носило название «Разрез им.50-летия Октября»
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9346/30348152.167/0_70726_81a3a678_orig)
Годовая добыча разреза составляет свыше 8 млн. 700 тыс. тонн.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9260/30348152.167/0_7074d_20587b2b_orig)
Планируется увеличить добычу угля до 10 млн. тонн угля к 2016 году.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9542/30348152.167/0_70722_d65914fc_orig)
Техническая база предприятия включает в себя: автосамосвалы грузоподъемностью от 42 до 320 тонн, экскаваторы с объемом ковша от 4 до 56 кубометров, железнодорожные локомотивы с суммарной емкостью думпкаров 3,6 тыс.кубометров, буровые станки с диаметром бурения взрывных скважин 270 мм и др.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9346/30348152.167/0_70727_1d328474_orig)
В 2011 году на предприятии был введен в эксплуатацию единственный в России китайский экскаватор WK-35 с объемом ковша 35 кубометров.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9312/30348152.167/0_70720_6dcbded1_orig)
Уголь, добываемый на «Бачатском угольном разрезе», отгружается более чем в 16 стран ближнего и дальнего зарубежья и в 22 региона России. Среди зарубежных потребителей - страны Европы, Центральной, Юго-восточной Азии и Южной Америки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9253/30348152.167/0_70723_acd9f5ef_orig)
Технологические дороги
Зимой необходимо дополнительно взрывать участки автодорог, попадающих в отработку, проложенных по ранее взорванной породе (порода прикатывается и смерзается, без взрыва или экскаватор не справляется или вести работу опасно).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9059/30348152.167/0_70724_8364c80e_orig)
Разница в эксплуатации автодорог зимой – подсыпка, летом – полив.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6720/30348152.166/0_7070f_190cf280_orig)
Работы ведутся 24 часа в сутки, исключение только – новогодние праздники и то все три смены – это 31.12 ночная и 1.01 обе смены,
а второго числа в работу.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9322/30348152.167/0_7071e_4beeeb55_orig)
В безветренную погоду в карьере всегда висит пыль и смог от работающих двигателей внутреннего сгорания. В очень низкие температуры (ниже минус 40) техника останавливается до потепления.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6717/30348152.167/0_7073b_752a2ce_orig)
Когда необходимо производить пылеподавление поливооросительная машина на базе БелАЗ (75131 – гп 130т и 7547 – гп 40т) работает в смену (круглосуточно), поливает дороги по специальному маршруту, прежде всего места с высокой интенсивностью движения).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9584/30348152.167/0_7074a_8873329e_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9058/30348152.167/0_7074f_8db309a1_orig)
Ковш шагающего экскаватора ЭШ-10/70
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6713/30348152.167/0_70750_d48cc857_orig)
У ковшей экскаваторов тоже есть износ - наработка в моточасах.
В среднем ковш меняют раз в пять лет. Все зависит от истирания стенок ковша.
Есть возможность отрезать сваркой одну часть ковша и заменить новой.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6720/30348152.167/0_70749_6659fdb3_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9311/30348152.167/0_7074e_67fd848c_orig)
Автосамосвал загружен, едет в гору.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9325/30348152.167/0_70725_5aff5df5_orig)
Выгрузка породы на конвеер
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9354/30348152.166/0_7071c_3aae0b1c_orig)
Работы по отвалообразованию
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9262/30348152.166/0_7071d_50dc0272_orig)
Отвалы вскрышных пород после достижения проектных контуров рекультивируются.
Работа по рекультивации разделяется на два этапа: горнотехническая (выполаживание откосов до 180, нанесение плодородного слоя почвы) и биологическая (высадка деревьев или трав).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9311/30348152.167/0_70728_a178d236_orig)
Моховский угольный разрез
Самый протяженный разрез в Кузбассе - расположен на землях трех районов Кемеровской области, является единственным предприятием открытой угледобычи на Кольчугинском руднике.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9153/30348152.167/0_70729_35887789_orig)
Эксплуатационные участки удалены друг от друга на значительные расстояния — от 5 до 25 км.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9314/30348152.167/0_7072a_bfb40084_orig)
Единственный разрез в составе компании, имеющий участок подземной добычи, который поставляет ежегодно до 500 тысяч тонн угля марки ДГ, идущего исключительно на экспорт.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9362/30348152.167/0_7072d_3ccf2a0b_orig)
Поставка угля производится во все экономические регионы РФ.
Именно углём с Моховского разреза обеспечена работа Новосибирской ТЭЦ-5
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9508/30348152.167/0_7072b_60313cda_orig)
Объем поставок доходит до 2,9 млт. тонн в год, при этом 30-40 % составляет экспорт.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6720/30348152.167/0_7072c_8a642aa5_orig)
Экскаватор шагающий ЭШ 10/70
Оснащен трубчатой стрелой длиной 70 м и ковшом вместимостью 10 м2
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9153/30348152.167/0_7073a_f06e5c88_orig)
Калтанский угольный разрез
Разрез принят в эксплуатацию в 1981 году. Проектная мощность 2 500 тыс. т угля в год
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9360/30348152.167/0_7073c_3ffbfa1a_orig)
На данный момент балансовые запасы предприятия составляют около 166,5 млн тонн угля.
Среднегодовой объем добычи - около 3,5 млн тонн угля (марка Т).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9302/30348152.167/0_70738_30fc49ad_orig)
На Калтанском разрезе эксплуатируется около 150 единиц техники. Среди основного горнотранспортного оборудования – экскаваторы с объемом ковша 5 до 15 кубометров отечественных и зарубежных производителей (ЭКГ, TEREX, LIEBHERR), автосамосвалы грузоподъемностью от 55 до 220 тонн, бульдозеры (LIEBHERR, CATERPILLAR, KOMATSU).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9306/30348152.167/0_70739_5a28109c_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9328/30348152.166/0_7070d_25c0416e_orig)
Кедровский угольный разрез
Разрез расположен в 25 км севернее Кемерово.
Среднегодовая добыча разреза составляет около 5 млн тонн угля. Балансовые запасы составляют более 70 млн.тонн.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9346/30348152.166/0_70711_299eca14_orig)
На разрезе применяется транспортная система разработки. Вскрытие угольных пластов производится с отгрузкой вскрышных пород и навалов на автомобильный и железнодорожный транспорт, а также гидроспособом.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9313/30348152.166/0_70716_20337014_orig)
Другие мои репортажи на тему добычи угля:
•
Кузбасс. Бачатский угольный разрез. "БелАЗ 75600" - самый большой грузовик в СНГ•
Кузбасс. Угольная шахта "Имени 7 Ноября"•
Сибирский Антрацит. Колыванский угольный разрез в Новосибирской области•
Казахстан. Экибастуз. Угольный разрез "Богатырь"