Друзья

Его(9) Общие(0) Хотят дружить(2)


  • Dedsker

  • destr

  • Dogcat

  • fr0st961

  • I-Cried

  • Obi-Wan

Ещё →

Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Babylon /


Babylon

Откомментировал фильм «Черепашки-ниндзя»

Насилие над детством

Я не смог описать свои впечатления от фильма без легких спойлеров. Но во-первых, этот фильм смотреть вообще не стоит, во-вторых, сюжет в этом фильме настолько прямолинейный и простой, что никакие спойлеры (если это понятие вообще тут применимо) не способны испортить впечатление от просмотра. Поэтому я считаю что спойлеров можно не бояться. ;)
-
На Трансформеров Майкла Бэя я зарёкся ходить после третьей части. Ну нельзя же бесконечно продолжать наступать на одни и те же грабли. Но с Черепашками по-прежнему теплилась какая-то глупая надежда, хотелось дать шанс другой светлой любви моего детства, да и Бэй переместился из режиссеров в продюсеры… Вобщем чёрт дернул меня на них всё-таки сходить. И конечно – увы! – чуда не произошло. Что же меня убило в этом фильме?
Для тех кто не боится легких спойлеров
-
1. Страшные, уродливые черепашки. Я понимаю что они мутанты, но посмотрите классическую трилогию фильмов или мультсериал восьмидесятых – там они симпатичные! Здесь же это реально какие-то больные чернобыльские монстры. Здоровенные многотонные шкафы-бугаи с чудовищными мордами, абсолютно не тянущие ни на подростков, ни на ниндзя. Кстати о Teenage Mutant Ninja Turtles. Изначально Бэй хотел вообще внаглую пересмотреть концепцию и выкинуть из классического названия teenage и mutant. В его «прочтении» черепашки должны были стать инопланетянами (!) и быть уже взрослыми. Но в ответ на такую ересь всколыхнулось мировое бурление народных масс, и Бэй пошёл на попятную. Якобы! Потому что тинэйджерами он своих черепашек так и не сделал. Они конечно для проформы в фильме заявляют открытым текстом «мы подростки», но при взгляде на этих бугаев вспоминается сцена из «Двенадцати стульев» - «это сироты…»
-
2. Ниндзя они тоже только формально. Ну какие, извините, ниндзя, когда от поступи этих многотонных монстров дрожит земля и трескается асфальт? Рафаэль вообще размером с автобус и похож больше на Годзиллу, а не на черепашку. Знаменитое оружие черепашек в фильме практически не используется. Да и зачем оно им при таких размерах, массе и пуленепробиваемости, когда они могут сминать машины в лепешку? Они просто прут напролом и вдалбливают врагов в асфальт пудовыми кулачищами без каких-либо приемов. Да и Шредер им под стать, никакого оружия, только роботизированные кулаки да стрельба высокотехнологичными магнитными ножами. Из всех героев фильма только Сплинтер нормально использовал в бою катану, но это продлилось недолго. В целом это больше смахивает на бои трансформеров, а не ниндзя.
-
3. Омерзительный Сплинтер. Если черепашки просто страшные, то со Сплинтером пошли дальше и сделали его мерзким. Да, я понимаю, что он – крыса, но я как фурри могу сказать, что даже антропоморфная крыса может быть привлекательной. И опять же, посмотрите всё, что было создано по черепашкам до этого! Сплинтер всегда был пушистым зверем с мудрым взглядом и обликом умудренного годами сэнсэя. Здесь же от крысы как специально взяли всё самое худшее и многократно это подчеркнули. Скользкая, голая кожаная морда с мерзкими длинными усами, и нечеловеческими, полностью чёрными глазами без зрачков… И всё это постоянно демонстрируется крупным планом, словно смакуется. При каждом появлении Сплинтера на экране меня аж передергивало. Это что, фильм ужасов? А еще он позволяет себе бить черепашек, чего я ни в одном отсмотренном мною фильме или мульте не припомню.
-
4. Традиционная и основная патология фильмов Майкла Бэя. Главные герои фильма у него всегда люди. Он не может даже представить себе – как же это, сделать главными героями фильма не людей. Он не понимает, что гигантские роботы или антропоморфные животные тоже могут быть многогранными живыми персонажами со своим характером, своими страхами, надеждами и желаниями, тоже могут любить, дружить, мечтать, радоваться и грустить… Нет, Бэй всю жизнь снимал обычные боевики и поэтому у него всё по старинке. Поэтому в фильме с названием «Трансформеры» главные герои это туповатый тинэйджер Шайа ЛаБаф, его девушка и команда спецназовцев, а титульные трансформеры задвинуты на второй план и выполняют роль фантастического антуража для похождений всех этих людишек. Бессловесные железяки для батальных сцен со спецэффектами.
И в Черепашках то же самое. Главный герой фильма «Черепашки-ниндзя», внезапно – Эйприл О’Нил! (ну не черепах-мутантов же делать главными героями, в самом деле?). А учитывая что ее «играет» Меган Фокс, можно представить, во что превращается картина. Весь сюжет вертится вокруг нее, ее переживаний, жизненного пути и журналистской карьеры. Все персонажи вводятся в повествование, потому что она их встречает или с ними связана. Первые минут 20 фильма это вообще чистая Эйприл, без всяких там черепашек. Черепашки, как и трансформеры, используются в основном для батальных сцен. А все диалоги и мирные сцены, продвигающие сюжет и связывающие между собой эти баталии – это в основном Эйприл и небезызвестный Вернон Фенвик. Роль Вернона тоже значительно расширили, а также его пришлось превратить из трусливого идиота (каким он был в мульте) в героического рубаху-парня, с которым и в огонь и в воду (а что поделать, Бэй был окружен мутантами и испытывал острый недостаток человеческих персонажей!). Роль черепашек свелась к изречению плоских шуток и мордобою.
-
5. Но просто смещение фокуса с черепах на людей – это было бы еще полбеды. Бэй решил зачем-то это смещение подкрепить, как-то обосновать, что ли. И Эйприл стала не просто главным героем фильма – она стала центральным персонажем вселенной черепашек. Мне это напомнило советские традиции, когда под каждого нового генсека переписывали историю, приписывая ему ключевую роль в революции – дескать, и Ленин оказывается ни одного важного решения не принимал, не посоветовавшись предварительно со Сталиным, и учение его Сталин доработал и довёл до высшей точки, и т.д. и т.п. Во времена Брежнева это породило, например, подобные анекдоты:
-
…Октябрь 1917-го года. Ленин с Троцким идут по Петрограду и спорят, в какой день лучше начинать восстание. Вдруг сзади появляется бровастый мальчуган и говорит:
- 25-го, дяденьки, только 25-го.
- Постой! – спрашивает Ленин. – А как тебя звать-то?
- Лёнька…
-
Вот примерно так же топорно Эйприл О’Нил в фильме впилили прямо в центр черепашьего мироздания. Это ее отец создал черепашек, а она нянчилась с ними всё свое детство в лаборатории как с любимыми питомцами. Это Эйприл с отцом (а вовсе не Сплинтер!) выбрали для черепашек имена художников эпохи Возрождения. Они любят пиццу, потому что Эйприл кормила их пиццей в лаборатории. Они выбрали такие цвета для своих повязок, потому что их метили этими цветами в лаборатории. И это Эйприл спасла их и выпустила в канализацию (а потом напрочь забыла о всей этой истории до сегодняшнего дня). Ну хорошо хоть это не она заодно обучила их искусству ниндзя! (впрочем, об этом чуть позже). Зачем? Зачем это всё? Какой смысл был лезть грязными руками в канон и делать знакомую журналистку просто-таки матерью-прародительницей черепашек?? Что это за бред? Бэю этого показалось мало, и он расширил и активную роль Эйприл в настоящем. В фильме два злодея, одного из них Эйприл с Верноном вообще мочат самостоятельно, без участия черепашек. И даже финальный удар, повергающий Шредера, умудряется тоже нанести вездесущая Эйприл (!), хоть и при помощи черепашек (ну, хоть на том спасибо). Это из той же серии, что и людишки, расстреливающие бедных десептиконов из автоматиков в «Трансформерах» – ну люди ведь главные герои, значит надо дать им возможность активно участвовать в происходящем!
-
6. Переваривание канона на этом не закончилось. Образы Сплинтера и Шредера безбожно слиты. Эти двое теперь не связаны давней и трагической историей о противостоянии двух мастеров ниндзя. Они судя по всему никогда и не встречались до событий фильма. Никакого Хамато Йоши и Ороку Саки (хотя Шредер из фильма возможно по-прежнему формально носит это имя, оно уже не имеет никакого значения). Сплинтер теперь вообще обычная крыса и никакой не мудрый сэнсэй и мастер ниндзя! Вернее он почему-то по-прежнему изображает из себя такового, но увы, опять же чисто формально (как и многое другое в этом фильме). Не прожил он жизнь домашней крысой в клетке у мастера ниндзя Хамато Йоши, впитывая его мудрость и повторяя за ним движения и приемы (как было в классических фильмах). Не был он самим Хамато Йоши, превратившимся в гигантскую крысу под воздействием мутагена (как в классическом мультсериале). Нет, этот Сплинтер жизнь свою прожил как лабораторная крыса, а искусство ниндзя выучил с нуля уже после, в канализации, незадолго до черепашек, по книжке с картинками, найденной на помойке (!!!), что само по себе смехотворная глупость.
-
Шредер таки приехал из Японии и является настоящим ниндзя. Правда этим фактом всё и ограничивается. Искусство восточных единоборств он не использует, т.к. ему не надо – он с головы до ног закован в роботизированную броню и напоминает помесь трансформера с швейцарским ножом. Ну а раз он этакий трансформер, то и его Бэй, очевидно, тоже в качестве главного персонажа был не в состоянии воспринимать (см. п.4). Поэтому в фильме Шредер – бессловесный робот с тремя репликами на всю картину, появляющийся только для батальных сцен с другими второстепенными персонажами (черепашками). А роль основного, нормально говорящего и хоть к чему-то стремящегося злодея исполняет, как водится у Бэя, обычный человек, левый персонаж, связанный с отцом Эйприл (ну конечно же! См. п.5).
-
7. Ок, всё вышеперечисленное может волновать в основном только поклонников черепашек (разумеется Бэй снимал не для них). Но даже если отвлечься от всего этого – фильм попросту скучный, по-детски глупый и не особо зрелищный. В общем – проходной. Он идет всего полтора часа с небольшим, там всего три боевых сцены на всю картину (и самая зрелищная из них никак не связана с ниндзя), а графика отдает мультяшностью. Там, в лучших традициях бэевских Трансформеров, трёхкопеечный сюжет, нужный только для того чтобы менять локации для драк (но в Трансформерах хотя бы была суперграфика, а тут нет и её). Там нет никакой эпичности – подрались в канализации, подрались в усадьбе, и немного в конце подрались на крыше, вот и всё. Мало и неизобретательно. И я обычно люблю пафос в кино, но он должен быть к месту. А натужный пафос, который в этот фильм напихал Бэй, совершенно не соответствует местечковости происходящего, и потому смотрится глупо. Злодеи внезапно становятся в позу и что-то изрекают про то, что они станут богами – словно собираются захватить галактику, а вовсе не срубить бабла на торговле химикатами в отдельно взятом городе. Их «зловещий план» - вообще сплошная несуразица и нестыковка. Снято всё как-то сумбурно и скомкано.
Ну и наконец в качестве "вишенки на торте" всё это приправлено фирменным сортирным юмором от Майкла Бэя – шутками про пердёж, гениталии и задницы. Ну и, как водится, озабоченностью героев. Поиметь Эйприл хотят и люди, и черепахи, это такая "прикольная" фишка фильма. Сложите всё изложенное вместе и представьте, что за жуткое варево в итоге получилось.
-
Ну правда. Посмотрите хотя бы полнометражный мульт 2007-го года, чтобы понять, как можно снимать про черепашек. С вменяемым сюжетом, с нужным сочетанием пафоса и юмора, с эпическими боями, с живыми героями, с характерами и взаимоотношениями внутри команды. Одна только борьба за лидерство и выяснение отношений Рафаэля с Леонардо там стоят целого фильма, даже никаких злодеев и спасения мира не надо. И черепашки там на первом плане. Здесь же они просто этакие ходячие диковины-уродцы, встретившиеся на пути главной героини. Каждому небрежным мазком обозначили канонический типаж – Майк отвечает за шутки, Раф изображает сурового парня, Дону нацепили дурацкие очки, он типа умник, Лео… а на Лео запала уже просто не хватило. У него ведь типаж лидера, а такое с ходу не обрисуешь, вопросы лидерства – они слишком сложные для такого простого фильма, поэтому Лео ничем не выделяли, он просто тусуется вместе с остальными и вобщем-то даже теряется на их фоне. И дальше мазков дело не пошло (да и не было на это времени в полуторачасовом фильме).
-
Посмотрите старый фильм о черепашках 90-го года, который при всей его трэшевости был сделан с душой и любовью к героям.
-
Или посмотрите «Стражей галактики», чтобы понять, что юмор не обязательно должен быть сортирным, даже в разухабистой комедии может быть романтика вместо пошлости, и даже антропоморфный енот может быть харизматичным, полноценным главным героем.
-
Вобщем Майкл Бэй в очередной раз изнасиловал мое детство. И на этот раз даже без классных спецэффектов.На сиквел и триквел (а они грядут) я уже не пойду.
-
P.S. Разумеется, как и в любом фильме, в бэевских Черепашках можно найти и позитивные моменты. Что мне в нём понравилось? Уильям Фихтнер (на мой взгляд, один из самых недооцененных актеров Голливуда) – это чуть ли не единственное светлое пятно в картине. Но даже он не смог толком развернуться в той картонной роли, которую ему здесь дали.Снежный спуск с горы в 3D смотрелся неплохо и навеял воспоминания о сплаве на бочках из «Хоббита». Ну и юные черепашки в канализации были очень милые (тогда они еще не превратились в здоровенных уродцев из Чернобыля). Но их экранного времени еле набирается на пару минут.
-
P.P.S. И последний вопрос, который неотступно мучает меня после просмотра: что в этом фильме делает Вупи Голдберг?
-
5 из 10
7 комментариев

Hitman-NS3

Babylon, а всем норм. Минимум 400 человек считают это достойным просмотра. И рейтинг 6,5. Создается впечатление полного отупения зрителя.

1 комментарий

Babylon

Hitman‑NS3, ну 6.4 на imdb это как раз адекватный рейтинг для подобного фильма. Отличные картины там обычно находятся на уровне не ниже 8, особо хорошие стремятся к девятке. А что касается местной бинарной голосовалки «нравится‑не нравится», то я бы не придавал ей большого значения ввиду излишней упрощенности. В понятие «нравится» у людей могут входить любые впечатления, от «шедевр всех времен и народов» до «так себе». Я как‑то просил администрацию ввести хотя бы пятибалльную шкалу, но увы. Да и щелкать тут можно было еще со времен появления первого трейлера, а тогда у народа были хорошие ожидания.


kenni-makkormik

Babylon, отличная рецензия.

Насчет Вупи Голдберг, в следующей части введут старую боевую черепаху Тортиллу (помнишь ее "Драться надо, так дерись"). Посмотри на Вупи, посмотри на черпах, на Вупи, на черепах, представь Вупи с глазной повязкой.

1 комментарий

Babylon

kenni‑makkormik, теперь я не могу это развидеть. Смеётся


RickRaven

Babylon, просто с языка снял. Аплодирую стоя. Мало кто смог бы так грамотно расписать недочеты действительно плохого фильма, не выражая личной ненависти.


Spat

Babylon, спасибо за отзыв. Вы, в полной мере выразили всё моё негодование по этому фильму.


Mehalkrikin

Babylon, С таким пронзительным взглядом на происходящее... теперь ждём фильмов от вас! :)