читать далее
Молодой автомобилист и пытается оправ-дать себя. Он "поцеловался" на своем "Гольфе" с "Ниссаном", но своей вины не понимает, ругает "оппонента": "Перед перекрестком я включил нейтралку и пустил машину накатом. Она спокойно шла по инерции". Какой, к черту, накат! Даже летом пускать машину перед перекрест-ком с выключенной передачей опасно. Ведь она в это время находится как бы в свободном плавании, двигатель не участвует в торможении, кото-рое является наиболее эффективным на любой дороге. А тут - гололед. К перекресткам, идущим впереди автомобилям надежнее всего подъез-жать на второй скорости и держа правую ногу на педали тормоза. А для тех, кто привык нажимать на тормоз и при этом выключать передачу, советую засовывать левую ступню под педаль сцепления. Это лишний раз напомнит о главном правиле остановки машины или замедления ее хода на ледяной дороге.
Последовательность торможения двигателем такова: сбросить газ, не выключая сцепления, выжать сцепление, включить низшую передачу и снова включить сцепление. Мотор увеличит обороты и постепенно сбавит скорость авто. Если при этом очень плавно подтормозить педалью, то все будет почти как на сухой дороге. Подтормаживание имеет свою особенность. В основном она касается отечественных автомобилей. Нельзя тормозить резко. Колеса от этого застывают на месте, бло-кируются, то есть не катятся, а скользят, куда им заблагорассудится. Водителю они уже не подчиняются. До беды - секунды. Лучший вариант торможения - прерывистое: нажал, отпустил, нажал, отпустил... Тогда колеса будут замедлять ход, но не стопориться, остановка произойдет быстро, но плавно. На иномарках для прерывистого торможения устанавливается специальная система - АБС. Раз у нас такой нет, приходится работать ногами - нажал, отпустил, нажал, отпустил - вот тебе и АБС!
Вторая ошибка водителя "жигуленка", разбившегося о столб, заключалась в том, что он резко крутанул руль. Вообще любые резкие движения (повороты, торможение, подача газа) приводят к авариям. Действовать на скользкой дороге нужно так, будто снимаешься в замедленном кино. Это касается всех автомашин - полноприводных, заднепереднеприводных, с автоматической коробкой передач и механической. Тот же резкий поворот баранки ставит машину в так называемый за-нос, управлять ей после этого очень трудно. Без специальных тренировок не обойдешься.
Занос - вещь управляемая
Некоторые зарубежные водители перед отправкой в ледяную Россию отрабатывают приемы поведения в аварийных ситуациях на скользкой дороге на спецтреках, покрытых маслом.
У нас же и пустая площадка, покрытая льдом, годится. Конечная автобусная остановка за городом тоже подойдет. Тренироваться надо одному. Цель простая: научиться держать автомобиль в заносе, когда он движется не носом вперед, как обычно, а боком. Или начинает вращаться. Вот что советует в своих книгах известный мастер вождения Эрнест Цыганков.
На первом этапе попробуйте на небольшой скорости резко тормознуть, не выключая второй передачи, резко повернуть руль влево или вправо и чуть газануть. Ваш автомобиль начнет скользить боком вперед, а то и закрутится волчком. Отлично! Поймайте момент, когда автомобиль только-только входит в занос - перестает подчиняться рулю. Тут не зевайте. Поворотом баранки в сторону заноса и возвратом в начальное положение постарайтесь выправить машину. Тормоз не трогайте. Тренируйтесь, пока не получится. Уже этот прием спасет вас от части неприятностей на скользкой дороге.
На втором этапе поучитесь держать машину в заносе. Поставив авто в занос и не выключая вторую передачу, попробуйте уже не рулем (пусть он будет вывернут в сторону заноса), а тормозом и газом сделать так, чтобы автомобиль двигался вперед боком и шел по окружности площадки. Сколько давать газку, с каким усилием давить на педаль тормоза, все это вы быстро поймете, а успех подскажет, когда упражнение получилось. Вы вдруг почувствуете, как может быть послушна машина. После отработки двух этих приемов сделайте контрольку. Попросите друга, чтобы он где-нибудь в пустынном месте резко дернул ручник. Машину бросит, а вы поставите ее на место. Очень приятное ощущение.
На третьем этапе усложните задачу: держа машину в заносе, попробуйте провести ее рядом с препятствиями. В качестве таких препятствий каскадеры, например, обычно используют картонные коробки. Из них легко соорудить стенку, муляж автомобиля и так далее. (Кстати, коробки помогают водителю победить естественный страх и не закрывать глаза даже на миг во время предаварийной ситуации, что очень важно.) Если понравилось, сами придумайте, каким боком подкатить машину по льду к картонному препятствию и остановить, не касаясь коробки. Потом начинайте моделировать аварийные ситуации, которые только возможны на дороге. Объезжайте коробку на скорости, останавливайтесь впритык к ней - учеба даром не пройдет.
Источник: http://steer.ru/