По указу Екатерины ораветланы освобождались от ясака на 10 лет и сохраняли независимость во внутренних делах. Сравнительно привилегированное положение ораветланы сохраняли и позже. По «Уставу об управлении инородцев» 1822 года, ораветланы жили по своим законам и судились собственным судом, ясак — шкурка лисицы с лука (то есть с мужчины) — платился по желанию. В 1885 году капитан А. А. Ресин, присланный с инспекцией, писал: «В сущности же весь крайний северо‑восток не знает над собой никакой власти и управляется сам собой».
Даже в середине XIX века в своде законов Российской империи ораветланы относились к народам, «не вполне покоренным», которые «платят ясак, количеством и качеством какой сами пожелают». Впрочем, с помощью меновой торговли власти и предприниматели научились выманивать у ораветланов гораздо больше, чем с помощью налогов.
Военное противостояние между русскими и ораветланами прекратилось лишь при Советской власти, хотя отдельные столкновения происходили ещё в 20-е годы XX века.
Вместе с русскими к ораветланам пришли много заразных болезней, например сифилис: сифилис называется по‑ораветлански «чуванская болезнь», «русская болезнь».
(с) Зуев А.С. Русская политика в отношении аборигенов крайнего Северо‑Востока Сибири (XVIII в.) Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 1. Вып. 3: История / Новосиб. гос. ун‑т. Новосибирск, 2002.
Ораветланский воин в защитных доспехах (без оружия)
ubgrade, не удивительно что ими долго не могли управлять, это‑ж кочевые племена в основном, как их контролировать. а насчёт культуры — таких примеров хватает, тысячи народов соблазнились на «блага» цивилизации и исчезли как таковые с лица земли