Друзья

Его(9) Общие(0) Хотят дружить(2)


  • Dedsker

  • destr

  • Dogcat

  • fr0st961

  • I-Cried

  • Obi-Wan

Ещё →

Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Babylon /


Babylon

Откомментировал фильм «Прометей»

Иногда главное в жизни - не найти ответ, а определиться как вести себя, когда поймешь что ответа не существует.
"Вавилон 5"


Главный вопрос, который занимал многих задолго до выхода этого фильма, и как ни странно, продолжает занимать даже после просмотра - является ли всё-таки "Прометей" Ридли Скотта приквелом к его же "Чужому" 1979 года? С одной стороны, сам Скотт утверждал, что фильм - не приквел Чужого, а скорее этакое творческое переосмысление его вселенной, самостоятельная история, содержащая лишь "ДНК Чужого". С другой стороны, знакомым с классикой зрителям в фильме всё знакомо - и организовавшая полёт корпорация, и корабль-бублик, и его хозяева, да и небезызвестного ксеноморфа картина не обходит стороной, не говоря уже о десятках отсылок к тетралогии в виде узнаваемых сцен, реплик, сюжетных ходов и героев. Всё как бы подводит сюжетно и хронологически к событиям "Чужого". Но, опять же, с третьей стороны, если начать разбираться подробнее, то и корпорация (ещё) не совсем та, и планета оказывается другая, и корабль не совсем тот, да и ксеноморф тоже какой-то нестандартный. А главная причина, по которой "Прометей", на мой взгляд, не подходит под определение приквела, это разница в масштабах. Оригинальный "Чужой" - камерная история об ужасе встречи человека с принципиально чуждой и враждебной формой жизни. "Прометей" же - эпик о вере и поисках смысла существования, о Боге и творении, о том, кто мы и откуда пришли. На его фоне история чужих видится уже как только лишь одно частное последствие глобальной картины происходящего, обрисованной "Прометеем".


Что же в итоге получилось с сюжетом фильма? Получилось нечто весьма противоречивое. Именно сюжет, на который поклонниками "Чужого" возлагались огромные надежды, неожиданно оказался самым спорным элементом "Прометея". Добрая половина команды корабля оказалась обычными идиотами, легко и весело пренебрегающими не то что всеми классическими правилами выживания в фильме ужасов, а даже элементарными мерами предосторожности и методами работы, казалось бы, взрослых людей и серьёзных ученых, прилетевших на сверхважную научную миссию. Ничего кроме недоумения не испытываешь, взирая на то, как все эти видные специалисты беззаботно снимают скафандры, чтобы "подышать" в неизвестной среде с явным риском биологического заражения, а также лезут чуть ли не голыми руками во всю встречающуюся органику. Часть команды вообще гибнет как какие-то тупые подростки из молодежных ужастиков, что никак не вяжется с уровнем исполнения и жанром "Прометея". Но дело даже не в этом. Помимо уже описанных "бытовых" глупостей, в ключевых моментах сюжета многие герои ведут себя попросту нелогично или непоследовательно - то ли потому что при монтаже какие-то проясняющие происходящее сцены остались за кадром, то ли потому что не хватило времени прописать по-нормальному образы героев, но мотивация и поведение некоторых из них так и остались непонятными, и многие действия выглядят просто "притянутыми за уши".


И тут мы подходим к главному, на мой взгляд, спорному моменту сюжета "Прометея". Сценаристом фильма является небезызвестный Дэймон Линделоф, один из тех, из под чьего пера вышел знакомый многим "Лост". И в кинематографе вырисовывается явление, которое я бы назвал "синдром Лоста". После просмотра Прометея и чтения многочисленных обсуждений в интернете у меня возникло четкое дежавю образца весны 2010 года, когда завершился шестой сезон сериала: сюжет накручивается виток за витком, плодит сущности, напускает тумана, многозначительно на что-то намекает. А когда дело идет к концу и все уже в нетерпении ждут хоть каких-нибудь объяснений происходящему - внезапно следует развязка в стиле "вобщем, все умерли" - и никаких ответов. Произошедшее допускает десятки различных трактовок и объяснений, а сами авторы не дают ни одного. И начинается. Создатели хитро улыбаются и дают туманные интервью в духе "мы всё так и задумывали". На бесчисленных форумах бесконечно ломают копья армии ненавистников и фанатов. Одни выкатывают огромные списки вопросов, несостыковок, сюжетных дыр. Другие изображают из себя гуру и заявляют, что в фильме даны ответы на все вопросы и всё объяснено, а кто не понял, тот недостаточно внимательно смотрел или просто не дотягивает по умственному развитию. Третьи начинают самостоятельно заполнять за авторов сюжетные дыры, придумывать ответы и объяснения, выстраивать многостраничные теории и трактовки, которые вступают в конфликт с другими теориями и трактовками. Весь этот информационный ком пухнет и пухнет, страницы обсуждений исчисляются сотнями, комменты - тысячами. И возникает страшная мысль - а что, если всё это на пустом месте? Что если никаких ответов нет даже в головах у самих авторов - не придумали, просто решили накрутить всего и вся, и так это и оставить?


Зрители "Прометея" оказались в том же положении, что и его герои, пролетевшие полгалактики в надежде найти ответ на вопрос, кто мы и зачем нас создали, а нашедшие только кучу монстров. Для меня итог фильма замечательно подвел один из героев, валяющийся ближе к концу картины на полу с проломленной головой: "ничего нет..." - и помер. Те из зрителей, которые ожидают от "Прометея" заполнения белых пятен, оставшихся после фильма тридцатилетней давности, более полного рассказа о чужих, о "космических жокеях" и о том, что осталось за кадром той истории, а в конце - изящной стыковки повествования с началом первого "Чужого", останутся жестоко разочарованы. Остальные получат просто фильм с кучей сюжетных дыр, и это как мне кажется, две главных причины того, что фильм, который был едва ли не самым ожидаемым событием 2012 года, на imdb в итоге даже не вошёл в топ-250.


Остается наслаждаться всем остальным, что есть в фильме. А этого к счастью набирается немало. Как ни удивительно, но несмотря на всё-всё, что я описал выше, фильм всё-таки очень интересно смотреть. Проработанный дизайн космических кораблей и техники, начиная с Прометея и заканчивая нечеловеческими интерьерами корабля Инженеров. Красивая компьютерная графика. Точная, выверенная режиссерская и операторская работа. Приглушенная цветовая гамма. Поддерживающая общее настроение музыка. Шикарная игра Майкла Фассбендера, у которого роль без единой эмоции, и который тем не менее умудрился заткнуть за пояс весь остальной актерский состав. Всё это работает на то, что напряжение и интерес во время просмотра фильма не ослабевают до самого конца, несмотря на все косяки сценария. Это хороший олдскульный космический sci-fi, который так исчезающе мало снимают в наше время. И еще, если отвлечься от несостыковок в собственно происходящих в фильме событиях, то это несколько сумбурные размышления авторов о том, что такое жизнь и в чем ее смысл. Никаких ответов, просто некоторые мысли вслух. Чтобы хоть как-то утешиться, можно считать "Прометей" еще одним олицетворением идеи о том, что не так важно, есть ли на самом деле ответы. Что смысл жизни - в поисках смысла жизни.


Итоговая оценка - 8 из 10. Оценка включает в том числе и аванс за то, что фильм вроде бы является первой частью дилогии, и вторая часть (которую Ридли Скотт хочет назвать "Рай") должна будет объяснить в том числе и пробелы первой.

3 комментария

mams

Babylon, отдельное человеческое спасибо за великолепный русский язык, чудный стиль и связность речи. От Вашего коммента получила больше удовольствия, чем от фильма. Респект!

1 комментарий

Babylon

mams, спасибо Обалдел


LazySpider

Babylon, лучшая рецензия из всех, что читал.