Тёрка в тагах


Друзья

Его(15) Общие(0) Хотят дружить(0)


  • but1k

  • DeDMaxopka

  • DiamonD-126

  • GreenStyle

  • katehon

  • MaN1MaN

Ещё →

Враги

Его(60) Общие(0) Обиженные(13)


  • 20176

  • 39644

  • 70470

  • 97204

  • Alekceu

  • Aliens13

Ещё →

Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Savenko /


Savenko

Осознание мотивов

психология

Вопрос: «Вы сказали, что большинство мотивов нами не осознаются, но может ли так быть, что если человек находится на достаточно высоком уровне, то он все-таки доходит до такого состояния, что практически все свои мотивы осознает. Или это ему только кажется?»
Вопрос поставлен правильно. Что можно, о чем можно говорить с достаточной уверенностью? Ну, прежде всего, с достаточной уверенностью можно говорить о том, что в большинстве случаев актуальные мотивы не осознаются. Каков мотив вашего вопроса?

читать далее

«Не знаю. Так просто.»
Как, товарищи, это очевидно или нет?
«А кто может судить, очевидно это или нет?»
Обстоятельства дела. Я вам сейчас скажу, какой здесь путь. Посмотреть вообще, склонны ли вы задавать вопросы. Вы ведь интересуетесь курсом или нет? А вот представьте себе, что вас упрекают в пассивности. Что вы мало выступаете на семинарах, себя не обнаруживаете. Решили — эх, надо исправляться. А ну, к случаю, задам некоторый вопрос. Может быть такое?
«Это не мой случай»
Так я же не навязываю вам своей интерпретации, я абстрактно рассматриваю. Что можно сказать по одному акту? Бывает ли иллюзорно? Бывает. А можно рассказать такой обыкновенный ординарный случай. Вы, наверное, слышали или читали в художественной литературе, что иногда возникновение чувства к женщине или к мужчине, влюбленность, сначала отмечается другими, потом самим субъектом. Ну, это обычно, банально. Тривиальный случай. Итак, я стремлюсь попасть на спектакль. У меня, очевидно, потребность посмотреть этот спектакль. Хитрый брат, сосед, друг, приятель говорит: «Угу. Ну, там же будет такая-то! Все ясно, почему он стремится во что бы то ни стало получить билет». Есть мотив? Даже два. Какой является смыслообразующим и, вместе с тем, основным, движущим? По догадке окружающих — второй. Ну, а можно проверить экспериментально. Представим себе, что телефонный звонок: никакой встречи не намечается. Как он будет действовать? Продолжать усилия или прекратит усилия? Вот вам и тест. Понятно? Теперь ясно, как может возникнуть иллюзорное представление? Оно, собственно, не иллюзорная мотивация, а отсутствие ясного отчета. Это не иллюзия, а неосознаваемость мотива. Товарищи, это бывает не только в этой сфере отношений.
Человек иногда рассуждает с другими, мотивируя свои поступки тем, что он ориентируется на выгодность какого-нибудь занятия. Потом оказывается, что он лишается этого занятия. И вдруг выясняется, что он лишается важнейшего содержания своей жизни! И обнаруживается, что мотивы-то были гораздо более высокого уровня, чем он сам это понимал. Он понял это ретроспективно. Я вам говорил: ориентиры — эмоциональные знаки. Вот и получилось. Ему горько. Вот и народная мудрость говорит: «Что имеем, не ценим. Потерявши — плачем». Бывает и не так. Бывает, и наоборот, человек обретает себя. И бывают такие жизненные ситуации, когда человек расцветает, что называется, как личность. Вследствие чего? Оказывается, что занятие-то найденное отвечает ему в высшей степени. Подчиненным, малозначимым каким-то побуждениям? Нет, наоборот. Самым высоким. Вот так тоже бывает. Я привел один случай, а потом контрастный. Чтобы у вас не создавалось впечатление перекоса в какую-то одну сторону. И какое великолепное человеческое зрелище являют собой люди, которые у вас на глазах находят себя в деле. А только в деле можно найти себя. В деле в каком смысле? Не обязательно в механическом смысле. В человеческих отношениях, в различных сферах человеческой деятельности, правда? Вот мы тогда удивляемся и говорим: «Посмотрите, был такой не выдающийся ничем молодой человек. Вот попал на эту стезю, какой он теперь? Появились и способности, и индивидуальность». Да, это динамика развития личности. Это вы меня загнали вашим вопросом в откладываемую проблему личности.
Ну, пожалуйста, еще вопросы. Вот я сейчас осознал мотив, по которому я с живым интересом, в силу чего я с интересом жду ваших вопросов. Мне очень хочется познакомиться с вами. Вы понимаете, это я все говорю. А мне хочется, чтобы вы немножко поговорили, хоть в вопросах. Пожалуйста.

А.Н. Леонтьев «Лекции по общей психологии» (ответы на вопросы студентов)

53 комментария

Evolventa

Основной неосознаваемый мотив деятельности человека — стать Богом. Это неосознаваемо, потому что сейчас люди не хотят признавать существование бога и он, исполняя их желание, скрывается от них. У бога есть шесть достояний: сила, слава, богатство, знание, красота, отрешенность. Не секрет, что каждый хочет быть самым красивым, самым умным, красивым, богатым. Некоторые хотят быть самыми отрешенными.

Другое неосознаваемое желанеие — заполнить пустоту. Один знакомый недавно нашел интересную цитату и я ее сейчас напишу.

«Отвратившись от Бога, человек останавливается на себе и себя поставляет главною целью всей своей жизни и деятельности. Это уже и потому, что после Бога нет для него ничего выше себя самого ; особенно же потому, что, получив прежде от Бога всякую полноту, а теперь опустевши от Него, спешит он и заботится, как бы и чем бы себя наполнить. Образовавшаяся в нем пустота, чрез отпадение от Бога, непрестанно возжигает в нем ничем не удовлетворимую жажду, — неопределенную, но непрестанную. Человек стал бездонною пропастью ; всеусиленно заботится он наполнить сию бездну, — но не видит, не чувствует наполнения. Оттого весь свой век он в поте, труде и великих хлопотах : занят разнообразными предметами, в коих чает найти утоление снедающей его жажды. Предметы сии поглощают его внимание, все время и всю деятельность его. Они — первое благо, в коих живет он сердцем. Отсюда понятно, почему человек, поставляя себя исключительно целью, никогда не бывает в себе, а все вне себя, в вещах, сотворенных или изобретенных суетою. От Бога, Который есть полнота всего, отпал ; сам пуст ; осталось как бы разлиться по бесконечно разнообразным вещам и жить в них. Так грешник жаждет, суетится, заботится о предметах вне себя и Бога, о вещах многих и разнообразных ». Феофан Затворник.

52 комментария

Savenko

Evolventa,

ну хорошо, а КТО хочет стать Богом?

45 комментариев

Evolventa

Джива (душа). Она отностися к пограничной энергии Бога (татастха‑шакти). У него есть также внутренняя (духовная) энергия и внешняя (материальная). Джива обладает вечностью, знанием и блаженством, как и бог, но в отличии от него она очень маленькая. Для дживы существует опасность впасть в иллюзию и оказаться в материальном мире. Оказавшись здесь, джива теряет все знание. Она заключена в оболочки тела, ума, разума и ложного эго. Ложное эго действует так, что она считает себя телом, мужчиной или женщиной, представителем определенной национальности и т.д.

«Бытие дживы в материальном мире характеризуется стремлением обрести счастье (сукха) и избежать несчастья (духкха), которые представляют собой полюса, порождающие материальную активность живого существа своим притяжением и отталкиванием. Но поскольку в материальном мире счастье и несчастье неразрывно связаны между собой, джива никогда не достигает желаемого и вынуждена бесконечно гнаться за иллюзорным счастьем, всякий раз наталкиваясь на его противоположность. Такая активность, напоминающая бег белки в колесе, еще глубже погружает дживу в иллюзию и делает ее рабом майи.»

44 комментария

Marlog

Evolventa, дживы, пывы, хривы, вы лишь вязните в религиозной демагогии и покрываете истинное познание её пылью, проще надо быть и ближе к фактам, да и людям здоровым понятней будет Кулфейс

16 комментариев

Savenko

Evolventa,

ну душа, так душа.

а ты можешь её почувствовать внутри себя? как она выглядит, чем занимается, на что похожа?

26 комментариев

Evolventa

Savenko, я могу различать желания души и желания тела. Желания тела сводятся к животным инстинктам (сон, оборона, лень, еда, размножение). С душой немного сложнее. Ее изначальная природа‑служение богу и другим (такой она создана). Но это природа в материальном мире скрыта, проявляется она у людей в гуне благости, а люди в страсти и невежестве считают что служение другим‑глупость. Они хотят чтобы им служили (так действует ложное эго). Осознать себя как душу очень сложно, для этого я занимаюсь духовной практикой. У меня много трудностей с этим, из‑за работы, семьи, всякой суеты, от моей невнимательности и несобранности. Но несмотря ни на что у меня есть твердое желание продолжать и иногда, когда я читаю что‑нибудь о боге, о его качествах, у меня наступает такое счастье .... :))). Мне кажется, в этом проявляется моя душа. Не исключено, что пока что это просто работа ума.

В любом случае, даже находясь в материальном мире, человек кому‑то служит (семье, работодателю, обществу, науке и т.д.). Это природа души.

Что касается того, как она выглядит, чем занимается, то об этом можно почитать в бхагавад гите или шримад бхагаватам. Эти книги писали осознавшие себя души, в индии эти писания считаются авторитетными (также и коран там считается авторитетным). Если в кратце, то основным занятием души является общение с богом в различных расах (вкусах): служение, дружеское отношение, родительское и т.д.

25 комментариев

Marlog

Evolventa, почему не осознаваемое то? Я например прекрасно понимаю что хочу стать богом и стремлюсь к отрешённости В_рот_мне_ноги!ну и пустоту конечно...впрочем с этим проблем сейчас нет, уже впору эту самую пустоту искать :)

5 комментариев