Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Marlog /
Абсурд, бытие, Камю, экзистенциализм
Размышления последних дней относительно бытия и наших поисков осмысленности в нём внезапно сошлись в единой точке и со всего маху врезали мне в башню всего лишь одним, но очень тяжёлым словом, словом, погрузившим всё моё естество в глубочайшие дебри отчаянья. Слово это — “АБСУРД”.
Оправившись от приступа накатившей паники и таки сумев взять себя в руки, полез с вопросами я к Гуглю всемогущему и всеведающему. Отец наш, Гугль всемощный указал мне, что постиг я в то ужасное мгновение адово естество экзистенциализма.
Альбер Камю мне свидетель. Что за хрен не знаю, но он тоже в теме, завтра полюбопытсвую подробней, кто таков и чего измыслил на этот счёт. В принципе суть уже вошла и нового наврятли узнаю, но чегоб собственно и не взглянуть.
Marlog,
Сизиф толкает камень в гору вопреки абсурдности этого занятия. Ведь камень скатывается обратно снова и снова, раз за разом.
Но Сизиф не сдаётся и не убегает от абсурда, живёт и действует, осознавая, что это бессмысленно, но именно так и побеждает.
Только вот мне непонятно‑в чём утешение Сизифа и что он познаёт сверх наличиствующего абсурда, когда побеждает его.
Что там, за этой картиной неравносильного противостояния разума и неразумного бытия, что открывается Сизифу, когда он поднимается над абсурдом?
Extradurmann, насчёт Сизифа и камня не в курсе, не читал. Лично для меня это познание предстаёт не стимулом к отрешению от всякого действия, но напротив как освобождение от пут бездеятельности. Вернее избавление от трат времени на занятие тем что я считаю в принципе пустым убивателем времени и развлечением и начало делания того что я в принципе считаю правильным делать и считал это правильным ранее, но не делал от ленности и страсти к развлечениям.
Однако же, правильность того что я считаю нужным к деянию не будет рассматриваться теперь мною с точки зрения целесообразности и осмысленности ибо бесмысленно искать его в этом море абсурда, но будет мною просто делаться, без поиска к тому выгод и благодарности.
Да, теперь я понимаю, что притча о этом самом Сизифе великолепно передаёт суть данного откровения. Сизифу открывается сила (свобода), свобода делать то что он считает правильным, несмотря на сознание бесмысленности этого деяния. Покрайней мере, таково моё чувственное представление, а насколько это реально в практике, я буду проверять начиная с сегодняшнего дня. Благо камней у меня запасено в избытке. Начну пожалуй с уборки в квартире.
Serzhik, ты реально считаешь, что библиотекари книги читают? :) Наивный, даже на книговыдаче, когда нет посетителей и нечего делать в принципе, библиотекарю запрещено читать, разрешено лишь сидеть и тупить в потолок. Я же работал не на книговыдаче, умственного труда и рутины было в избытке, посему у меня и на тупление для размышлений времени не оставалось, перерывы же воспринимал как манну небесную для бесмыленно‑расслабленной дрёмы в мягком кресле, дабы набраться сил для дальнейшего полёта.
Sheih, до этого видел эту картину всего пару раз, случайно и среди прочих, но когда решил проиллюстрировать свою мысль, то в голову пришла именно она, как абсолютный её художественный аналог. Нашёл не сразу, уже потом прочёл о её популярности. Изучил мнения искусствоведов на предмет того, «что хотел сказать нам афтор» и категорически с ними не согласился, на мой взгляд именно эту мысль (мою) художник и хотел воплотить в этой картине.
Вероятно в этом и есть причина популярности этой картрины, да и любого произведения искусства в принципе — возможность увидеть в оном отражение собственной души/мыслей/страстей, ощутить сродство с автором. Если этого нет, то это просто обои.
Marlog, внезапное ощущение абсурда это всего‑лишь очередной этап осознания ваших «поисков осмысленности» и вероятнее всего он связан с тем, что самой «осмысленности», как таковой не существует, но тем не менее, поиск не должен прекращаться никогда.
Занимательна сама история появления экзистенциализма. Если я ничего не путаю, то в истоках этой философии стоял некий Кьеркегор, который будучи последователем диалектики Гегеля (в стройной системе последнего, человек вообще лишь часть «механизма» мироздания), испытав личную трагедию осознал, что чувства каждого отдельного человека важнее чем какая‑то там «диалектическая система». Его идеи очень мощно развил Хайдеггер, а в художественной литературе подхватили указанный вами Камю, а еще Сартр.
Очень рекомендую, помимо «Мифа о Сизифе» прочитать «Чуму» и «Постороннего» Камю и «Тошноту» Сартра.
Разумеется вы не найдете там объяснения переживаниям чувства абсурдности, зато узнаете что это нормально и даже хорошо! И так было и будет всегда, везде и не только у вас ;)
megakrol, благодарю за книги, времени сейчас вагон, прочту. Миф о Сизифе весьма доставляет, вот можно же с толком, доступно и вкусно излагать, не то что Кант, пробовал его ещё лет 5 назад, потом долго плевался, хотя может просто не дорос.
А на уникальность собственно и не претендую, своей безграмотностью в данном вопросе не горжусь, но и не стыжусь, мне интересней сперва почувствовать идею/мысль, ощутить как она появляется как бы ниоткуда, яркой вспышкой взрываясь в центре естества, разливаясь триумфом по всему телу (мне трудно представить что может принести человека больший восторг) а уже потом смотреть кто что по этому поводу сказал/написал. Не признаю теоретической философии, вернее она для меня просто пуста и непонятна без опыта.