Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Marlog /
Абсурд, бытие, Камю, экзистенциализм
Размышления последних дней относительно бытия и наших поисков осмысленности в нём внезапно сошлись в единой точке и со всего маху врезали мне в башню всего лишь одним, но очень тяжёлым словом, словом, погрузившим всё моё естество в глубочайшие дебри отчаянья. Слово это — “АБСУРД”.
Оправившись от приступа накатившей паники и таки сумев взять себя в руки, полез с вопросами я к Гуглю всемогущему и всеведающему. Отец наш, Гугль всемощный указал мне, что постиг я в то ужасное мгновение адово естество экзистенциализма.
Альбер Камю мне свидетель. Что за хрен не знаю, но он тоже в теме, завтра полюбопытсвую подробней, кто таков и чего измыслил на этот счёт. В принципе суть уже вошла и нового наврятли узнаю, но чегоб собственно и не взглянуть.
Marlog,
Сизиф толкает камень в гору вопреки абсурдности этого занятия. Ведь камень скатывается обратно снова и снова, раз за разом.
Но Сизиф не сдаётся и не убегает от абсурда, живёт и действует, осознавая, что это бессмысленно, но именно так и побеждает.
Только вот мне непонятно‑в чём утешение Сизифа и что он познаёт сверх наличиствующего абсурда, когда побеждает его.
Что там, за этой картиной неравносильного противостояния разума и неразумного бытия, что открывается Сизифу, когда он поднимается над абсурдом?
Marlog, внезапное ощущение абсурда это всего‑лишь очередной этап осознания ваших «поисков осмысленности» и вероятнее всего он связан с тем, что самой «осмысленности», как таковой не существует, но тем не менее, поиск не должен прекращаться никогда.
Занимательна сама история появления экзистенциализма. Если я ничего не путаю, то в истоках этой философии стоял некий Кьеркегор, который будучи последователем диалектики Гегеля (в стройной системе последнего, человек вообще лишь часть «механизма» мироздания), испытав личную трагедию осознал, что чувства каждого отдельного человека важнее чем какая‑то там «диалектическая система». Его идеи очень мощно развил Хайдеггер, а в художественной литературе подхватили указанный вами Камю, а еще Сартр.
Очень рекомендую, помимо «Мифа о Сизифе» прочитать «Чуму» и «Постороннего» Камю и «Тошноту» Сартра.
Разумеется вы не найдете там объяснения переживаниям чувства абсурдности, зато узнаете что это нормально и даже хорошо! И так было и будет всегда, везде и не только у вас ;)
megakrol, благодарю за книги, времени сейчас вагон, прочту. Миф о Сизифе весьма доставляет, вот можно же с толком, доступно и вкусно излагать, не то что Кант, пробовал его ещё лет 5 назад, потом долго плевался, хотя может просто не дорос.
А на уникальность собственно и не претендую, своей безграмотностью в данном вопросе не горжусь, но и не стыжусь, мне интересней сперва почувствовать идею/мысль, ощутить как она появляется как бы ниоткуда, яркой вспышкой взрываясь в центре естества, разливаясь триумфом по всему телу (мне трудно представить что может принести человека больший восторг) а уже потом смотреть кто что по этому поводу сказал/написал. Не признаю теоретической философии, вернее она для меня просто пуста и непонятна без опыта.
Marlog, философия это чувства, переживания, мысли и их систематизация отдельно взятого человека. Поэтому в основе всегда будет лежать теория. Причем теория допущения, т.к. это не физика и прямого практического применения даже очень стройной системе вы не найдете. Тем не менее философия очень даже практична для увлеченных подобными вопросами людей. Таких как вы, например. Или я, во время своей учебы. Очень многие фундаментальные теории переходят из философии в психологию где уже действительно приносят практическую пользу.
А Кант — мощнейший философ. Я помню как корпел над его «Критикой чистого разума» и восхищался тем фактом, что он умудряется объяснить сложнейшие принципы абсолютно не используя никаких примеров «из жизни».