Тёрка в тагах


Друзья

Его(1) Общие(0) Хотят дружить(10)


  • burnham

  • dolce

  • katehon

  • loriochar

  • matt

  • maxmoroz

Ещё →

Враги

Его(1) Общие(0) Обиженные(7)


  • Baryshnya-Sasha

  • cenobite

  • GreenStyle

  • leksus

  • Serzhik

  • Starter

Ещё →

Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Zepp /


Zepp

Что-то воздуху мне мало

Мировые религии, конечно, делали важные задачи, если брать их в первоначальном варианте: как источник вдохновения или этические концепции, как некие духовные доктрины, а не повод объявить войну и оттяпать под это дело кусок земли с золотом и нефтью. Они помогали человеку справиться со страхом неизвестного, страхом перед тем, что с тобой всегда рядом, но ты никогда не можешь увидеть собственными глазами и понять своим умом. Конечно, наука делает большие шаги вперед, но пробелов в плане «непознанного» становится еще больше. И разрыв между передним краем научных достижений и представлением о современном мире среднестатистического человека, думается мне, сейчас велик как никогда. Потому и спрос на религию так обострился.

Проблема в том, что рост наук и прикладных к ним технологий, которые помогают расширяться человеку вовне, идет очень быстро, а последние двадцать лет так просто моментально. А вот науки и технологии, которые бы позволяли понять, что там внутри, остались практически на месте. Т.е. эмоционально и духовно, если честно, человечество практически не выросло с времен Древней Греции. Скорее, наоборот, стало хитрее и изощреннее в искусстве обмана и порабощения.

Так что в огромных храмах мировых религий мне видится что‑то от первых ЭВМ: невероятно больших, занимающих целые здания, но крайне малопроизводительных и подходящих пока для решения крайне малой толики проблем, которые ставятся перед ними. Понятно, какие проблемы институты хотят решить (опять таки, если не брать религии как конфессии, а как доктрины и этические кодексы), но их эффективность мала, а затраты на поддержку этих технологий чудовищно велики. И пока не видно никаких точек раста в этом направлении. Или покаяние, или городовой.
1 комментарий

katehon

Zepp, а тут вот товарищ с передового края науки утверждает, что Обалдел

То есть люди по природе своей,- интуитивные антропоцентристы. Детям показывают изображение скалы и парящих над ней птиц и просят описать, что видит. На вопрос «Почему у скалы острая верхушка?» предлагается два ответа «Потому что так сложились частицы камня» и «Потому что скала не хочет, чтобы на нее садились птицы», - с наибольшей вероятностью ребенок выберет второй ответ.
В другом исследовании детям младшего школьного возраста демонстрировали ролик, где кошка ловит и съедает мышь. Дети утвердительно отвечали на вопросы – «скучает ли теперь мышка по дому?», «беспокоится ли о своем младшем брате, чтобы его тоже не съела кошка» и т.д., при этом ребенок осознает, что мышь съедена и тела ее больше не существует.

Эта склонность к гиперкогнитивности, т.е. тенденция абсолютизировать психику и мышление, - общая человеческая черта и выявляется примерно в равной степени у всех детей и подростков, как в религиозных, так и светских семьях.

И наоборот, - нарушения функции ментализации снижает способность человека испытывать субъективно окрашенные религиозные переживания. Среди подростков-аутистов, живущих в религиозной среде и формально являющихся верующими, обнаружено выраженное снижение способности к ментализации Бога, и оно напрямую связано со степенью эмоционально-когнитивного дефекта и неспособностью строить ментальные модели себя и окружающих. Бога как абстрактную концепцию - понимали, а как живое разумное действующее сверхъестественное существо – нет. То есть аутисты- прирожденные атеисты, обычная же, здоровая психика, предрасположена к восприятию мистических, религиозных и иных «сверхъестественных» концепций, и это напрямую вытекает из нашей способности к ментализации.

.

Таким образом, независимо от того, какое сейчас тысячелетие на дворе и какие именно религиозные конфессии сейчас популярны среди населения,- общая психическая механика неизменна уже 35 или более тысяч лет, она всегда была, есть и будет, у воинствующих атеистов и религиозных фанатиков, у интересующихся духовной жизнью и безразличных к этим вопросам. Даже если нам трудно принять какую-либо из текущих мировых религий по причине очевидной нелепости их базовой концепции, это никак не умаляет и не отменяет тех фундаментальных процессов, которые ведут к духовно-мистическому опыту и вере человека в высшие силы, как бы он эти «высшие силы» не называл,- богом, государством, обществом, законом, этносом или коллективом.
И в этом смысле, - даже если в мире не останется ни одного верующего, вещи, из которых мы делаем себе бога, все равно никуда не денутся из наших голов.

http://stelazin.livejournal.com/101755.html